Версия для слабовидящих
Общая информация
-доступная среда-

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ! 

 


 


"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
В.В. Путин


     Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

     В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • ·         Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

  • ·         Инвалиды с нарушением зрения и слуха

  • ·         Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

  • ·         Временно нетрудоспособные

  • ·         Беременные женщины

  • ·         Люди с детскими колясками

  • ·         Дети дошкольного возраста.


Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

     Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

     Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

 

    Федеральные документы

     Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

 Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

·        с нарушением слуха;

·        с дисфункцией речи;

·        с патологией опорно-двигательного аппарата;

·        с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

·        с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

·        дети с сочетанными, сложными нарушениями развития   

                                                 

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА


     В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.


    


     Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

     Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • ·         закономерности психического развития,

  • ·         показатели здоровья дошкольников,

  • ·         психолого-физиологические особенности,

  • ·         уровень общего развития,

  • ·         коммуникативные особенности и речевое развитие,

  • ·         эмоциональное благополучие.


     В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.


     При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1.   Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2.   Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3.   Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".

4.   Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5.   Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6.   Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7.   Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

  Модель взаимодействия специалистов ДОУ

в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

 Воспитатель
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику 
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве со специалистами индивидуальные образовательные маршруты по реализации образовательной программы
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
• осуществляет социализацию воспитанников через сетевое взаимодействие с ОУ города
• применяет здоровье сберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
• организует сотрудничество с семьей по вопросам развития и воспитания детей

 Музыкальный руководитель
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий 
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по музыкальному воспитанию детей 
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.

Медицинский персонал 
• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в соответствии с Планом оздоровительно-профилактических мероприятий ДОУ
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил

 

Паспорт доступности_МДОУ детский сад №_22 

Результаты обследования санитарно-гигиенических помещений.

Акт обследования объектов  социальной инфраструктуры_

Результаты обследования здания._

Результаты обследования входов в здание.

Результаты обследования путей движения вокруг здания

Результаты обследования территории

Результаты обследования _системы информации на объекте

 О доступности образовательных услуг для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В настоящее время в МДОУ детском саду №22 города Ржева Тверской области  1 ребёнок инвалид с нарушением аутистического спектра посещает группу общеразвивающей направленности и обучается по Основной образовательной программе дошкольного образования (есть заявление-отказ родителя от обучения по адаптированной образовательной программе).

Детям с ОВЗ дошкольное образование в МДОУ детском саду №22  предоставляется в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ",  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.

В детском саду для указанных категорий детей создаются специальные условия получения образования (обучения, воспитания и развития), в том числе включающие в себя:

  • использование специальных методов обучения и воспитания;
  • проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Дети с ОВЗ имеют беспрепятственный доступ к зданию учреждения, имеется дублирование необходимой для инвалидов  зрительной информации надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля,ежедневно проводится уборка и очистка территории детского сада.

Информация о созданных условиях для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:

1. В ДОУ в группе, которую посещают дети с ОВЗ созданы условия для реализации соответствующих образовательных программ. В том числе, имеются: комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики; дидактические игры на развитие сенсорики и мелкой моторики детей; дидактический материал для развития речи; дидактические игры на развитие познавательных процессов, психических функций (внимания, восприятия, мышления, памяти) и др.

В ДОУ имеется фонд детской литературы в необходимом количестве.

2. Обеспечение безопасности детей с ОВЗ

Здание оснащено: автоматической пожарной сигнализацией, «тревожной кнопкой» с отделением вневедомственной охраны  ОВД по Ржевскому району, прямой связью с ПЧ - система ПАК «Стрелец-Мониторинг», имеется табло "Выход", установлена система видеонаблюдения

3. Условия питания детей с ОВЗ

Питание 4-х разовое, сбалансированное, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям, обеспечивает необходимым для нормального роста и развития детей в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.

4. Условия охраны здоровья детей с ОВЗ

Организация образовательной деятельности данных категорий детей осуществляется с учетом здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям детей с ОВЗ

Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети "Интернет" - 2, в том числе для образовательной деятельности - 1; локальная сеть обеспечена доступом к сети "Интернет" скорость подключения - 5 Кбит/сек. Разработан и действует сайт МДОУ детский сад №22. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ детей с ОВЗ

Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ

Имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе для лиц с ОВЗ: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук), музыкальный центр; магнитофоны (в каждой возрастной группе). При организации образовательного процесса с лицами с ОВЗ используется вся инфраструктура и имеющееся в ДОУ оборудование.

8. В детском саду созданы условия для полноценного физического развития детей.  Постоянно обновляется спортивное оборудование. Имеется в достаточном количестве спортивный инвентарь: обручи, скакалки, гимнастические палочки, мячи разных диаметров многое другое для физического развития воспитанников. В каждой возрастной группе обустроены физкультурные уголки, обеспечивающие реализацию двигательной активности детей в течение дня, где, в доступном для детей месте, находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. На территории детского сада имеется 6 прогулочных площадок и спортивная площадка для подвижных игр.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *